Ни слова про огород (josef_julian) wrote,
Ни слова про огород
josef_julian

В школе изучают индейцев

Нет, не на истории, на литературе. Типа тема месяца: все об индейцах, - художественная литература, документальная, подкасты, журнальные статьи, - в разных, так сказать, литературных жанрах.
Зародилась во мне ассоциация и никак меня не покидает: что для американцев 19-20 вв индейцы были то же, что для современного россиянина чеченцы. Правда, американцы материально не поддерживали мощь индейских племен, наоборот, последовательно стремились к их разобщению и подавлению: забирали в специальные школы для обучения "цивилизованным" правилам жизни детей, взрослых запирали в разрозненных резервациях, строительство мечетей и военизированных формирований не финансировали. Но при этом всю дорогу боялись, считали дикими, опасными, чужими, непредсказуемыми. Один из создателей доктрины отношения к индейцам формулировал это так: Надо убить в индейце индейца, но сохранить в нем человека.
Художественные книги, написанные самими индейцами уже в конце 20 - начале этого века, как раз наиболее явно показывают, как маленький этнос держится за сохранение себя отгораживанием от мира большого, даже если большой уже и не враждебен, хотя считает враждебным себе маленький.
Герой книги "Абсолютно правдивый дневник индейца на полставки" Шермана Алекси - подросток, который понимает, что в резервации нет для него надежды на будущее, ни для кого нет, поэтому внезапно, прямо посреди учебного года переходит в школу соседнего "богатого фермерского городка", в подавляющем большинстве населенного белыми. При этом надо заметить, в школу его вот прям так просто и сразу берут, без малейших вопросов: захотел - переходи. Вначале у него есть некоторые проблемы с новыми соучениками, но если в резервации его сотоварищи каждый день его били, потому что там все били всех, а он тощ, слаб и странен, то тут его попробовали пооскорблять (называя "вождем", вот не могла бы предположить, что это оскорбление), но после того, как он дал в нос самого большому, сразу же и отстали. :) И хотя очень скоро новый социум вполне дружелюбно принимает его к себе, герой очень страдает, считая, что своим эгоистичным поступком предал людей своей резервации, своих индейских друзей и близких. И он, и эти друзья считают, что последовавшие одна за другой три смерти дорогих ему людей - это его вина, возмездие ему за то, что он, в надежде на лучшее будущее, ездит учиться в белой школе среди белых людей. При этом вообще-то все трое погибли от того, что все индейцы в резервации пьют до полного забвения себя, а пьют они в значительной степени от того, что жизнь в резервации лишает их всякой надежды на настоящую жизнь, которая возможна только за пределами этого крохотного мира.
В общем, как-то все очень непросто в этом мире. И все клише, которые были в моей голове раньше, рассыпаются в прах. :)
Subscribe

  • Неправильно вы ваш бутерброд едите!

    Дяденька, постригающий нашу траву, с возрастающим неудовольствием смотрит на мой огородный винегрет из овощей и цветочков. Предыдущий раз стриг в два…

  • Нужно ли делиться опытом

    Чем больше живу, тем отчетливее понимаю, что временами это просто преступно.

  • (no subject)

    Какой-то мельком просмотренный пост в ЖЖ навеял на меня ностальгию, и я пошла смотреть на фотки своих учителей и одноклассников. Оказывается, кто-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Неправильно вы ваш бутерброд едите!

    Дяденька, постригающий нашу траву, с возрастающим неудовольствием смотрит на мой огородный винегрет из овощей и цветочков. Предыдущий раз стриг в два…

  • Нужно ли делиться опытом

    Чем больше живу, тем отчетливее понимаю, что временами это просто преступно.

  • (no subject)

    Какой-то мельком просмотренный пост в ЖЖ навеял на меня ностальгию, и я пошла смотреть на фотки своих учителей и одноклассников. Оказывается, кто-то…