Массовое "изучение" произведений, которые как бы были написаны 1) не для подростков, 2) являются элитным, т.е., по определению, не для всех, интеллектуальным продуктом, обесценивает их. Конечно, не их самих, с ними и без нас все в порядке. Обесценивает общественное сознание, когда предмет реальной гордости нации становится символом общественной фальши.
В Штатах литературу в школе не учат. Ну в нашем понимании. В начальной школе учат чтению. Нужно постоянно ежемесячно начитывать какое-то число страниц. За это дают премии, типа пиццы, мороженого, грамот, наклеек, устных похвал. В списке из 1000 рекомендованных книг я нашла реально классических ну штук 10, не больше. И это был, конечно, не Шекспир с Вальтером Скоттом, и не Майн Рид (которого в Штатах вообще знают плохо) с Эдгаром По.
В средней школе даются некоторые основные понятия и читается десяток классических книг, доступных для понимания этого возраста и небольших по размеру. Зато, как и в младшей школе, основной акцент делается на письме: дети все время пишут, пишут и пишут. Но об этом в следующей теме - про преподавание родного языка.
Старшая школа в Штатах вообще по интересам. То есть ученик обязан взять литературу каждый год, но по собственного выбору уровня ее, который от самого низкого до университетского. Вот только тут может дойти и до чтения Шекспира. :) Если повезет. Но в бОльшей степени даются сведения О литературе.
На выходе, картинка получается примерно одинаковая: тот, кто любит литературу, получает о ней представление - в соответствии с запросом и возрастом. Тот, кто не имеет к ней склонности... ее и не знает, только в России считая ее продуктом низшим по сравнению с собой, а в Штатах высшим. :)